Статьи

«Использование документ – камеры на уроках и во внеурочной деятельности»

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.


        Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

          Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

          Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов и множества других умных и чрезвычайно полезных устройств.

          В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих отличается особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Почему ребенок в 3 года уже цитирует рекламу и знает, в какой последовательности  сменяются слайды? Да потому, что это динамично, красочно, лаконично, вызывается непроизвольным вниманием и способствует запоминанию.  Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправдано.

           Чтобы успешно реализовать основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС, необходимо создать современную  информационно-образовательную среду. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.

           Документ-камера - это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов и действий с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию.

           Документ-камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение практически любых объектов. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора.

Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использую  возможности  документ-камеры практически на всех уроках.

Функции документ – камеры

• функция демонстрации стационарных изображений и объектов, увеличение демонстрируемого объекта

           С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить и представить на ИД. На демонстрируемом рисунке можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся.

•  контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы

  обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания, визуальная работа с текстом на уроках МХК

При визуальной работе с текстом  документ- камера  помогает найти определенную информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определенным признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Различного рода выделения, подчеркивания и пометки можно делать  с помощью электронных карандашей.

•  демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций:

на уроках технологии, ИЗО, черчения обучение работе  вышиванию, накладыванию штриховки, рисованию сложных узоров, работе  кистью и цветом, выполнению ГОСТов и пр.

           На уроке технологии с применением документ-камеры  проще объяснять и демонстрировать ученикам приемы работы вышивания, вязания,батика. Раньше нужно было бы подходить к каждому ученику и показывать технику его выполнения или выполнять показ фронтально всему классу.  Видео-изображение на экране, спроецированное документ-камерой, создает демонстрацию показа этих приемов (очень часто демонстрируют сами дети) в режиме реального времени так, что все мелкие детали видны ученикам за последними партами.

          При проведении внеурочных занятий с обучающимися использование документ - камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом, документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.

 Основные достоинства документ – камеры.

       Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.

        Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.

        В-третьих, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога.

        В-четвертых, устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока.

        И в-пятых, позволяет использовать в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

        При работе с документ-камерой формируются универсальные учебные действия:

• коммуникативные  

происходит диалог «ученик – камера», «ученик – камера – класс». Развиваются умения обмениваться информацией и мнением  с помощью современных  технических средств.

        Дети учатся выступать перед небольшой аудиторией с устным сообщением  при поддержке средств ИКТ. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

• познавательные  

 поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез и классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий;

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, преобразование

• регулятивные  (целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)

• личностные  

формирование положительной мотивации к обучению, осознание важности умения использовать в своей жизни навыка добывать знания с помощью средств ИКТ, в том числе и с помощью документ – камеры

          Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных технологий, которые  прочно вошли во все сферы нашей жизни. В связи с этим нам, учителям, следует в полной мере использовать современное образовательное оборудование в своей работе для того, чтобы увлечь детей в мир знаний, повысить качество образовательного процесса.