Современная школа - базовое звено образования, в котором в первую очередь существляются процессы реформирования. Современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.
Решение данных проблем возможно в системе неурочной учебной деятельности учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.
Развитие системы неурочной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обусловливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.
Многообразие форм обучения неурочных форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика, что обусловливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Авторская программа по ИЗО «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс. Москва. Просвещение. 2008» разработаная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, изначально учитывала разнообразные формы занятий на уроках ИЗО, что абсолютно соответствует новым требованиям ФГОС и является неурочной формой.
Основными уроками являются: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие, также программа предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой. Формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации учащихся различны: устная, письменная, а так же в виде викторин, кроссвордов. В качестве методов диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. Так же способствуют целостному восприятию художественно – духовной информации экскурсии в краеведческий музей, городскую библиотеку, а так же в Собор иконы Божией Матери Владимирской, где дети могу встретиться с художником, фотографом, мастером, историком, археологом, библиотекарем или духовным представителем православной церкви.
Примеры неурочные форм, которые я применяю на своих занятиях следующие:
Неурочные формы работы на уроках ИЗО в 5-ом классе:
1. Тема «Роль народных художественных промыслов в современной жизни». Урок - викторина. Умение быстро ориентироваться в теме, работать в группе, в команде, работать с текстом, с картиной, таблицей.
2. Тема «Одежда говорит о человеке». Урок – мастерская . Создание коллективное панно. Индивидуально-коллективная работа - создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца», «Мушкетёры короля», «Город мастеров». Умение делать выбор композиции; передавать стилевое единства декора одежды, предметов интерьера; выявлять социальные принципы в изображаемых костюмах.
3. Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». Игра «Составь кроссворд». Умение быстро ориентироваться в теме, работать в группе, излагать свои мысли устно.
4. Тема «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства». Урок - проект «Панно для школы. Создание декоративной работы в материале. Умение ставить цель, определять задачи, мотив, работать с источником информации, воплощать задуманное, защищать свой проект, излагать свои мысли устно.
5. Внеклассное чтение, поиск интересных фактов - Былины, легенды, предания. Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания.
Неурочные формы работы на уроках ИЗО в 6-ом классе:
1. Тема «Основы языка изображения». Урок - проект «Книга по искусству». Уметь ориентироваться в примерах произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
2. Тема «Выразительные возможности натюрморта». Урок - Беседа-рассуждение. Итоговая беседа- рассуждение на темы «Предметный мир в изобразительном искусстве», «Натюрморт, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».
3. Тема «Великие портретисты». Урок – диспут. Поиск ответа на вопрос «Кого считать великим портретистом?» Умение находить информацию в интернете, выполнять презентацию на 5 слайдов, защищать свою презентацию, излагать свои мысли устно.
4. Тема «Выразительные возможности изобразительного искусства». Урок - игра «Опиши картину».Умение работать с картиной, видеть полученные теоретические знания в работах художников, четко грамотно излагать свою мысль, делать выводы.
5. Внеклассное чтение, поиск интересных фактов - о художниках, скульпторах, архитекторах и их творчестве. Самые интересные книги, прочитанные летом. Умение выделять главное в тексте, представлять свои результаты проекта презентации (выступление), излагать свои мысли устно. Умение анализировать, овладение логическими действиями сравнения, анализа, высказывать своё отношение к прочитанному.