Статьи

МОЯ КОНЦЕПЦИЯ

Моя концепция.

«Истина, добро, красота – необходимая пища
человека, без них изведется человек, сгинет.
Если не будет давать этой пищи искусство,
тогда кто же?»
В.М. Васнецов.

«Научиться рисовать – это значит научиться мыслить», - сказал великий ученый, художник, поэт и музыкант Леонардо да Винчи. Я считаю, что возмож-ность соприкосновения с творчеством не может и не должна быть уделом лишь избранных, обучающихся в школах искусств.
Творчество должно начинаться в общеобразовательной школе и стать осно-вой формирования личности, влияя на весь учебный процесс.
Об этом говорится в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», в которой поставлена задача «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития эсте-тических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».
Конечно, воспитание подрастающего поколения средствами искусства во времена тьютеров, портфолио и компьютерных технологий выглядит несколько архаично. Однако Б.М. Неменский, Л.И. Предтеченская – это классика. А к клас-сике всегда обращаются без риска для ума и души.
Иными словами, на область искусства государство по - прежнему возлагает определенные надежды, прежде всего воспитательного характера.
Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности РЕБЕНКА заключается в развитии следующих качеств:
• эстетического восприятия мира,
• воспитания художественного вкуса,
• потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве,
• обеспечения определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства,
• сознательного выбора видов художественно-творческой деятельности, в которых можно проявить свою индивидуальность, реализовать твор-ческие способности.
Все эти требования находят отражение в принципах развивающей педагоги-ки.


Я строю свою работу в соответствии с этими принципами и направляю свои усилия на приоритетное развитие художественно-творческих способностей уча-щихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искус-ству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрыва-ется при таком подходе перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действи-тельности и творческой деятельности.
Известна мысль Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обу-чать рисованию, подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо, может получить первый пол-ноценный творческий опыт. Он высоко ценил занятия рисованием как способ раз-вития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности.
Под креативностью в современной психологии понимают относительно ус-тойчивую характеристику личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, разра-ботанность мышления.
Для развития креативности детей на своих уроках я ставлю перед собой сле-дующие задачи:
1. Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
2. Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
3. Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.
4. Развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.
Для выполнения поставленных задач использую «Метод проектов» и при-ем сравнения, как основной путь активизации мышления.
Метод проектов готовит учеников к творчеству и включает использование методов и средств, которые развивают предрасположенность к творческой дея-тельности
«Метод проектов» активизирует учащихся и повышает эффектность урока. Проектная работа не нуждается в традиционной оценке, т. к. сам продукт, воз-никший в результате создания проекта, является конкретным достижением.
Он близок проблемному методу, свободной работе, открытому обучению, практической учебе, а также дидактическим играм и методу случайностей.
Реализация проходит в пяти фазах:
 Выступление с инициативой.
 Определение роли каждого ученика.
 Подробное решение организационных проблем.
 Выполнение проекта, оценивание качества продукта.
 Окончание проекта, совместная оценка.
Мои учащиеся работали над следующими проектами:
Геометрические тела и их развертки (черчение),
Чертеж и аксонометрическая проекция детали (черчение),
Деталирование (черчение),
Панно для школы (ИЗО),
Книга по искусству (ИЗО),
Музеи мира (ИЗО).
Одним из главных путей активизации ассоциативного мышления является использование на уроке приема сравнения. На основе метафорического образного сравнения и творческого воображения решается детьми, например, задача переда-чи характера дерева через образ человека.
Задание: древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассо-циируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе.
Вслушиваясь в мелодику названия, представляя внешний облик дерева, вспоминая поэтические строчки, в которых присутствует авторское отношение к тому или иному дереву (“Анчар” А.С.Пушкина, “Ивушка” Ф.Тютчева и т.д.), дети создают выразительнейшие графические образы. Каждый выбирает дерево с ха-рактером, который близок ему, и отражает его через призму своего собственного “Я”, а это уже настоящий акт творчества.
Такой подход к раскрытию темы приводит к закреплению определённого ал-горитма работы над решением нестандартной задачи, а именно: сбор информа-ции, классификация её по группам по главному признаку; выделение способов подхода к решению: выбор готового способа или создание нового на основе син-теза готовых и собственно воплощение замысла. Подобный алгоритм впоследст-вии может пригодиться не только при решении художественной задачи, но и при решении творческих заданий в любой другой сфере деятельности.
Следующее направление моей работы – развитие эстетических потребно-стей детей.
Их необходимо развивать на каждом занятии. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспита-ния – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Сегодня ребенку трудно самому выключиться из информационного потока, перейти к эмоции. Ему трудно передать впечатления от рассказа, стихотворения, музыки, картины и т. д. Он не способен почувствовать произведение в целом, не разлагая его, как математическую формулу. Сегодняшние дети – прагматики. Ра-ботая в школе, я пытаюсь разбудить воображение детей, научить их образному видению мира.
Очень серьезная проблема - развить данное ребенку природой чувство пре-красного, умение мыслить образами. Чтобы добиться этого, использую разные пути и формы.
В младших классах применяю нестандартные задания:
Задание: Нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья... Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглу-шенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас лас-ково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка …Почувствуйте разни-цу, попробуйте передать её в своей работе.
И дети с удовольствием начинают рисовать, погружаясь в светлые воспо-минания о самых дорогих, тёплых моментах общения с близкими и родными. Чем необычнее, нестандартнее тема, тем интереснее ребятам работать с ней.
С оживлением воспринимают дети и задания типа:
Если бы я был птицей, то каким бы я был? Передай свой характер, настрое-ние через образ птицы.
На белых листах бумаги появляются удивительные портреты. Вот сидит, нахохлившись, синичка (Рита поссорилась сегодня с лучшей подругой); на этом рисунке отчаянно бросается в драку взъерошенный воробей (Рисовал Гоша). У него действительно боевой характер. Хорошо, что сам осознает это.
Маленький художник внимательно всматривается в свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопрос: “Кто Я?”. Это так важно, научиться слышать и слу-шать себя, ведь “слушаем себя - слушаем другого человека”.
Источником вдохновения младших школьников могут стать стихотворения.
Желтая кошка идёт по крыше.
Выше кошачьих коленок снежок
В шёрстке ангарской искриться
Рыжего солнца кусок.
Когда зацветает закат,
Бродят рыжие кошки.
Сверкают глаза фонарей,
И движутся тени в окошке.
Задание:
Выберете четверостишие, которое вам больше всего понравилось. Какого цвета услышанные вами слова? Нарисуйте выбранные строчки, постарайтесь цве-том передать настроение стихов.
Моя задача, как учителя ИЗО, помочь юному художнику определить отно-шения к миру прекрасного, найти идейные, нравственные и художественные ори-ентиры, без которых нельзя уверенно идти по жизни, выработать умение творче-ски мыслить.
В этом году во вторых классах я веду кружок «Бумажное кружево», где применяю новый интересный метод вырезания из бумаги - это вид декоративного искусства «Белорусская выцинанка». Для изготовления поделки нужно правильно сложить бумагу (развитие внимания и памяти), нанести рисунок (развитие фанта-зии и воображения), аккуратно вырезать узор (развиваются усидчивость, мелкая моторика, аккуратность). Сложный комплекс разнообразных зрительных, слухо-вых, осязательных ощущений и эмоций побуждает детей к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности.
Вся моя работа направлена на то, чтобы дать школьникам ясные представ-ления о системе взаимодействия искусства с жизнью, и строится на основе на-блюдения и изучения учащимися окружающей реальности; пробуждает стремле-ние к отражению действительности. Источником самостоятельных творческих поисков учащихся служит личностное восприятие информации.
Так, например, в 3 классе есть тема «Искусство на улицах твоего города»
1урок – Памятники архитектуры. (Мы - историки и зодчие.)
2 урок – Витрины. (Мы – дизайнеры.)
3 урок – Детские парки. (Мы – архитекторы.)
4,5 уроки – Ажурные ограды, фонари. (Мы – декораторы.)
Дети любят представлять себя в разных профессиях, они с удовольствием занимаются поиском дополнительного материала, живо участвуют в беседах, и наши уроки проходят более насыщенно и продуктивно.
Одним из действенных способов достижения поставленной цели является, на мой взгляд, интеграция, то есть объединение силы воздействия на ребенка жи-вописи, музыки, архитектуры. Поэтому я очень люблю интегрированные уроки.
В процессе подготовки к таким урокам учащиеся узнают, как зарождалось искусство, развивались ремесла, различные виды искусств: архитектура, декора-тивно-прикладное искусство, скульптура, графика, живопись, шрифты, начинают различать особенности мировосприятия различных народов, становятся соприча-стными с творчеством художников, творцов разных эпох. Все это способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей и интеллек-туального потенциала.
Я стремлюсь прививать любовь к классике с первого класса: показываю ил-люстрации известных художественных произведений, знакомлю с творчеством авторов полотен, приношу для прослушивания произведения классической музы-ки, цитирую литературные произведения. Вместе с учениками мы сравниваем со-временность с прошлым, заглядываем в будущее, и я надеюсь, что к моменту окончания школы у ребят появится потребность в созерцании высокого искусст-ва, а возможно и в созидании его.
В одиннадцатом классе на уроке МХК я часто даю детям творческие зада-ния. Изучение темы «Древняя Русь» было завершено выставкой рисунков по теме «Народный костюм», аппликаций в стиле «Белорусской выцинанки». Работа по теме «Русские соборы» закончилась подборкой сочинений по теме «Музыка Древней Руси» и командной игрой «Разгадай кроссворд» по теме «Московское царство»
Для решения задачи развития личности ребенка я использую различные не-стандартные формы проведения уроков:
1. Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Шестой класс. Тема « Портрет ». Ребята на этом уроке должны ус-воить много информации. Для лучшего усвоения материала ребята получают задания:
Подобрать музыкальный ряд и зрительный ряд, подготовить сооб-щения по теме: «Смысловая нагрузка портрета», выполнить пре-зентацию «Творчество И. Крамского», найти и выучить стихи о портрете.
2. Уроки- «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой, со-ревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги усвоения тео-ретического и практического материала. Играя, повторять, запоми-нать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью апплика-ции справляться с заданиями – вот задачи таких уроков.
Пятый класс. Тема «Народное искусство». Задание (для двух команд): Кто быстрее отгадает кроссворд? ( Рис 1.)
Проверка знаний, организованная в виде разгадывания кроссворда, решения головоломки, отгадывания ребуса, способствует снятию напряжения, создает бла-гоприятный микроклимат на уроке, что немаловажно для атмосферы сотрудниче-ства и творчества.


3. Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
Пятый класс. Тема «Декор, человек, общество, время» Задание по карточкам (по группам): Раскрась кружок у картинки. (Рис 2.)
4. Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, металло-пластика, аппликация, аэрография, граттография, витраж и прочее - позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое произве-дение, проявляя фантазию.
Очень интересны уроки в технике оригами. Ребята делают элемен-ты будущего панно для украшения класса: елочки, грибочки, до-мики, паровозик.
На готовый фон наклеиваем детские поделки.
5. Уроки-игры – это подведение итогов изучения определенных тем.
Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и верши-на, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскры-тию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наи-высшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроках при изучении определенной темы. Здесь ребенок выступает как соавтор при проведении игры. Он художник-декоратор, чтобы создать атмосферу определенного периода, будь то египетский, китайский, греческий и т.д. Он дизайнер, он модельер (изготовление костюмов, посуды, атрибутов, оружия и прочее). Он создает атмосферу праздника. Готовясь к празднику, выполняем декорации, костюмы. Каждый выбирает себе роль. На период игры ученик становится актером.
Психологи считают, что ролевая игра возможна благодаря способности че-ловека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему.
Во втором классе на уроке по теме «Постройка и фантазия» я часто провожу игру « Инопланетный симпозиум», где каждая команда пришельцев должна представить коллегам с другой планеты планы своих будущих городов. У каждо-го свое задание: кто-то рисует магазин, кто-то почтамт, кто-то детский сад. В конце урока все здания команды наклеиваются в коллективные панно. И ребята на этапе рефлексии определяют, какое здание понравилось им и почему.
Такие уроки - интересная и увлекательная страничка в жизни ребенка.
Пройдут годы, сотрутся в памяти даты, события, а тематические игры по изобразительному искусству останутся в памяти как первые шаги к познанию и пониманию этого сложного духовного и материального мира.
Я стремлюсь воспитывать не пассивного созерцателя, а активного деятеля, и обращаюсь к ним с такими словами: «Друзья, мы рисуем, пишем красками, ра-ботаем в пластике, мечтаем стать дизайнерами, архитекторами. Не нам ли быть художниками не только в профессиональном смысле, но и в широком, общест-венном: оставаться Художниками везде и во всем – в жизни, в быту, в отношении к людям, в поведении во дворе и дома. Вместе со взрослыми вы можете внести вклад в общее дело, например в экологическое движение. Мы в силах сберечь здоровье нашей Земли».
Я бы хотела, чтобы ребенок жил осмысленно и чтобы душа его была откры-та для сострадания и совершенства. Чтобы, как сказал поэт, она трудилась и день и ночь. На это и направлены мои усилия как учителя.
Думаю, что предметы изобразительного искусства, МХК, черчения должны развивать личность учащихся во всех направлениях. Есть много ценностей, кото-рые должен впитать человек. Задумываясь над этим, вспоминаю замечательные строки Иоганнеса Бехера:
Вот глыба камня. Сильными руками
Я высекаю человека в ней,
И оживает камень перед нами,
Сверкая теплым мрамором очей.

Он не обманет лживыми словами,
Он вызван к жизни волею моей…
Но раз Искусство властно над камнями,
Оно способно изменять людей.